Нужна помощь? +38 067 467 80 83
Пишите: [email protected]
Статьи

Как выбрать художественные краски для живописи?

0%
Как выбрать художественные краски для живописи?

Даже опытному художнику не всегда просто определиться с выбором художественных красок, ведь в современном мире их существует великое множество: нежная акварель, сочная гуашь, насыщенное и глубокое масло, завораживающая темпера или универсальный акрил.

Состав красок для живописи

Каждая краска имеет свой уникальный состав. Основными ингредиентами всегда выступают пигмент и связующее. Пигмент – это красящее вещество в порошковой форме, а связующее – компонент, скрепляющий микрочастички пигмента между собой и тем материалом, на который ложится краска.

Пигменты бывают искусственными и натуральными. Последние делятся на органические (полученные из растений и насекомых) и минеральные (из глины и различных природных минералов). От происхождения пигмента зависит не только качество самой краски, но и его цена.

Также в состав красок зачастую входят и вспомогательные ингредиенты – например, для улучшения пластичности, препятствующие слеживанию или увеличивающие срок хранения.

Ингредиенты и их пропорции в различных красках для живописи сильно отличаются, что, в свою очередь, отражается на характеристиках красок.

Характеристики художественных красок

Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать, что каждый вид красок имеет свои характеристики. Все они:

  • по-разному ложатся на основу для рисования;
  • имеют разную степень укрывистости;
  • отличаются насыщенностью и яркостью;
  • имеют различный уровень светостойкости;
  • отличаются скоростью высыхания.

Учитывая характеристики разных красок, стоит понимать, что и материал основы для рисования также бывает разным. К примеру: для масляной живописи идеально подходит холст из натуральных материалов; акварельные краски лучше ложатся на картон или специальную бумагу; акрилом же, со всей его универсальностью, можно творить шедевры почти на любой поверхности, но при этом он требует специальной подготовки основы.

Немаловажен при выборе художественных красок и размер полотна, на котором планируется рисунок. Ведь есть быстросохнущие краски, как, например, темпера или акрил. При больших объемах обрабатываемой поверхности из-за скорости схватывания, они могут доставить немало хлопот.

Личные предпочтения и пожелания также не нужно оставлять без внимания. Хорошо бы иметь представление о том, что же хочется нарисовать и в каком стиле. Например, маслом хорошо получаются выразительные композиции, требующие объемных мазков, а вот благодаря темпере, наоборот, получаются очень изящные, нежные, невесомые полотна.

Опытные художники зачастую уже знают, какие краски для живописи им больше нравятся, а которые хочется попробовать. Что же касается начинающих художников и детей, то предпочтительнее выбирать краски максимально «универсальные», например, акварель или гуашь. Ими, конечно, не очень просто писать портреты, зато пейзажи и натюрморты получаются отличные.

Виды красок

Акварельные краски

Акварельные краски считаются идеальными для детского творчества и начинающих художников. Но и мастера изобразительного искусства часто используют их: например, для зарисовок и миниатюр. Благодаря акварели получаются трепетные пейзажи и свежие натюрморты.

В эпоху Возрождения мастера делали наброски фресок именно акварельными красками. До наших дней сохранились картины Рафаэля и Рубенса, расписанные этой краской.

В состав акварельных красок входят:

  • пигменты;
  • связующие вещества (например, декстрин и натуральный гуммиарабик – смола сенегальской акации);
  • мед или глицерин – для придания эластичности, насыщенного цвета и предотвращения высыхания;
  • антисептики – для защиты от плесени, ведь краска состоит из натуральных компонентов.

Для акварельных красок используют пигменты очень высокой степени помола. В совокупности с большим количеством связующего это дает эффект прозрачности и легкости на готовых полотнах.

В качестве основы для рисования идеально подойдет специальная акварельная бумага или грунтованный холст. Кисти следует выбирать мягкие, с хорошей впитывающей способностью, например, беличьи.

В работе с акварельными красками может пригодиться маскирующая жидкость. Она просто незаменима в случаях, когда часть работы нужно временно сохранить в нераскрашенном виде. Зная особенность акварели растекаться, создание блика или светлой детали на темном фоне может оказаться непосильной задачей без этой жидкости.

Купить акварельные краски

Акварель выпускается в тубах и кюветах. Кюветами удобно пользоваться, когда предстоит небольшой объем работы, ведь краску нужно постоянно смачивать водой для поддержания нужной консистенции. В остальных случаях акварель в тубе удобней, экономичней и дает более насыщенные оттенки.

Акриловые краски

Акриловые краски могут удовлетворить полет фантазий любого творческого человека. Благодаря своей универсальности они подходят как новичкам, так и мастерам изобразительного искусства.

Первые синтетические краски появились в 1949 году. Но наибольшую популярность акрил приобрел только спустя 20-30 лет благодаря работам Девида Хокни, Ганса Рудольфа Гигера, Энди Уорхола и других мастеров второй половины 20-го века.

Состав акриловых красок:

  • пигменты;
  • вода;
  • связующие вещества – полиакрилаты.

Наличие воды в составе делает краску водорастворимой, что существенно облегчает работу с ней, ведь акрил быстро сохнет, что не всегда удобно в использовании.

Еще в составе могут быть сополимеры – для лучшего пленкообразования. А чтобы краска дольше оставалась влажной – замедлители высыхания на основе глицерина.

При смешивании с водой акриловые кислоты образуют водно-дисперсное соединение, которое и наделяет краску присущими ей свойствами: быстрое высыхание, эластичность, насыщенность цветов и оттенков.

Акрил используют для художественной росписи по различным основам, начиная от кожи и дерева, заканчивая стеклом и даже камнем. Рисовать акрилом можно и на специально подготовленном холсте. Единственное условие – любой материал обязательно должен быть обезжирен и/или загрунтован для лучшего сцепления краски с поверхностью.

Кисти можно выбирать любые, но синтетические предпочтительней: акрил быстро сохнет и всегда остается на кисти. Из искусственных щетинок акриловая краска вымывается гораздо легче, чем из натуральных.

Выпускают художественные акриловые краски в тубах, пластиковых контейнерах и дой-паках. На удобство эксплуатации форма выпуска никак не влияет. Единственное, что действительно стоит учесть – это расход материала. И если художник часто пользуется определенными оттенками или планирует создание объемной работы, тогда стоит остановить свой выбор на упаковке большого размера. И, наоборот, если нужный оттенок используется редко, тогда нужна маленькая тара.

В работе с акрилом часто используют акриловые линеры. Они могут пригодиться, когда нужны тонкие четкие линии для контуров, деталей и бликов.

Масляные краски

Масляные краски подходят как мастерам изобразительного искусства, так и начинающим художникам. Благодаря маслу получаются глубокие, насыщенные полотна практически в любом стиле.

Первые упоминания о масляных красках датированы еще 7-ым веком до н. э. Но заново они были открыты и вошли в широкое применение во времена Возрождения и Барокко. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Винсент ван Гог, Рубенс – те немногие из огромного списка великих мастеров тех времен, предпочитающих масляные краски для своих легендарных работ.

В состав художественных масляных красок входят:

  • пигменты, чаще минерального происхождения;
  • в виде связующих выступают натуральные или искусственные масла.

Для некоторых пигментов добавляют восковый раствор, который придает готовой краске матовость и текучесть, а скипидар или мастикс в составе повышают ее стойкость.

Главным преимуществом масляной краски является ее высокая светостойкость, обеспечивающая отсутствие выгорания и пожелтения с течением времени.

Масляные краски хорошо ложатся на полотна зернистой фактуры. Лучше всего проявили себя льняные холсты с двойным плетением. На них создаются фактурные, живые пейзажи и натюрморты. Хлопок хорош по-своему – имеет более ровную структуру, картины на нем получаются мягче и нежнее. Для начинающих неплохим вариантом может стать полотно из плотной мешковины или синтетическая ткань.

Кисти могут быть из натуральных или синтетических волокон, но обязательно со средне-жестким или жестким ворсом. Идеальным инструментом может стать колонок (кисть из шерсти одноименного животного семейства куньих), особенно если художник пишет гладкими мазками на холсте с мелкозернистой структурой.

Есть и более бюджетные варианты: пони, щетина или синтетика. Но главное при выборе хорошей кисти – все-таки не гоняться за излишней дешевизной, ведь при низкой стоимости инструмента часто страдает его долговечность и качество, что в свою очередь скажется на том, как ложится краска и как будет выглядеть работа в целом.

Масляные краски выпускают в тубах разного объема. Для начала можно выбрать всего несколько интересующих цветов и обязательно белила. Таким образом можно получить гораздо большее количество желаемых оттенков.

Для работы с масляной живописью пригодится растворитель, благодаря которому можно не только очистить палитру и кисти, но и разбавить краску, если она начала густеть.

Темперная живопись

Темперная живопись появилась более 3 тыс. лет назад и по сей день не теряет своей актуальности. Множество древних икон и фресок раскрашены темперными красками.

С темперой справится даже новичок, нужно только учитывать ее основные свойства: краска быстро сохнет и обладает низкой степенью укрывистости. Поэтому наносить ее нужно быстро и после высыхания предыдущего слоя можно наносить следующий. Такая техника придает работам легкость и невесомость.

Современный составы темперных красок зачастую не требуют покрытия лаком, благодаря чему полотна выглядят филигранно и немного первобытно.

Основной состав состоит из:

  • пигмента;
  • связующего в виде натуральной или искусственной водной эмульсии.

Натуральные эмульсии производят благодаря соединению воды и куриного желтка либо натурального воска, а искусственные – это водный раствор синтетического белка или клея (часто ПВА), соединенный с высыхающими маслами.

Современной темперой можно писать по-разному: рельефными грубыми мазками или прозрачной лессировкой, нанося слой за слоем. Таким образом можно экспериментировать со стилями и с каждым новым полотном открывать для себя что-то новое. Темперными красками одинаково хорошо получаются и пейзажи, и портреты.

Для работы с темперой подойдет абсолютно любой тип полотна, вплоть до картона. Но, идеальными для нее все-таки будут те же холсты, что и для масляных красок.

Лучшие кисти для темперных красок – средней жесткости с натуральным ворсом. Небольшая упругость нужна для того, чтобы иметь возможность контролировать мазок, а натуральная щетина обеспечивает повышенную влагоемкость для соблюдения баланса: работать с темперой можно как в жидком, так и в пастозном состояниях, иногда переходя из одного в другое на одном и том же полотне. А так как краска сохнет очень быстро, постоянно менять кисти может быть не очень удобно.

Выпускается темпера чаще всего в тубах. Как и в случае с масляными красками предпочтительней для начала выбрать несколько необходимых основных цветов и белила.

Гуашевые краски

Гуашевые краски – находка для начинающих художников. Благодаря приятной консистенции, насыщенной палитре оттенков и легкой растворимости в воде, ее так любят дети. Но и для мастеров гуашь может предоставить простор для творчества.

Изобрели гуашь еще в Средние века, тогда она использовалась в книжных миниатюрах вместе с акварелью. И только в 18-19 веках ее активно начали использовать в изобразительном искусстве. Гуашью писали такие известные мастера-живописцы, как Эдгар Дега и Винсент Ван Гог.

В состав гуаши входят:

  • пигменты;
  • связующие в виде клея, гуммиарабика, декстрина или крахмала на водной основе;
  • белила.

В некоторые современные гуашевые краски добавляют также акрил, глицерин, камедь, различные масла и мед – для придания большей эластичности и сохранения яркости цветов. Ведь в состав входит большой процент белил, которые высветляют и немного приглушают краску после высыхания.

Основные свойства гуаши – плотная матовая текстура и бархатистая поверхность готовой работы, которые проявляются благодаря белилам в составе. Краска не имеет запаха и довольно быстро сохнет. Ее можно разбавлять водой, поэтому, при небольшой сноровке несложно опробовать гуашь и в лессировочной технике.

Основные разновидности гуашевых красок – детские, художественные и акриловые. Детские – имеют плотную текстуру и яркие оттенки, не имеют запаха и максимально безопасны. В художественных красках используют максимальную степень помола пигмента для большей насыщенности и матовости. Акриловые гуашевые краски отличаются тем, что при высыхании их нельзя смыть водой.

Полотна для рисования могут быть любыми: обычная бумага или картон для детской гуаши; натуральные и синтетические холсты для художественной; а для акриловой гуаши подойдет любой материал вплоть до стекла.

Кисти для рисования гуашью в пастозной технике, без добавления воды, лучше выбирать с более плотной щетиной (из свиного ворса). Для лессировочной техники, с добавлением воды, стоит остановить свой выбор на более «послушных» кисточках средней жесткости из натурального колонка или мягкой синтетики.

Обработка лаком. После высыхания готовую работу покрывают растворами натуральных или искусственных смол. Лакировку проводят для увеличения долговечности, большей насыщенности красок, защиты картины от выцветания, пыли и других возможных воздействий.

 

Предыдущий Как выбрать бумагу для пастели? Следующий Как выбрать художественные кисти?
To Top